Лист.
Ференц Лист был важным композитором 19 века, представителем немецко-венгерского романтизма. Он также вошел в историю как дирижер и выдающийся педагог. Однако он более известен как пианист.
Техника Листа была превосходной, даже в то время, когда он был пианистом-виртуозом. Он смог выполнить всю свою работу со свежестью, новаторством и глубиной проникновения. В тот период его жизни мало кто из музыкантов мог соперничать с его способностями. Лист стал виртуозом в раннем возрасте.
Сегодня произведения и интерпретации композитора считаются кульминацией техники. Они могут быть выполнены только настоящими экспертами, которые потратили значительное время на изучение.
Прежде всего, Ференц Лист был известен как сторонник единого подхода к искусству и слияния стилей. Благодаря своему врожденному таланту и склонности к новаторству он создал множество новых форм композиции. Он экспериментировал с тональностью, гармонией и текстурой. Он внес значительный вклад в развитие теории музыки и импровизации.
Он также был настоящим творческим мыслителем. Он часто давал публичные уроки и даже свободно предлагал высокое искусство и передавал собственные знания и опыт.
Ранние годы
Композитор Ференц Лист родился 22 октября 1811 года в Доборгяне, Венгрия. Сегодня он называется Райдинг, а город находится в Австрии.
Ференц Лист в детстве.
Отцом мальчика, будущим мастером музыки, был Адам Лист. Он был музыкантом и играл в оркестре под управлением самого Франца Йозефа Гайдна. В то же время он занимал официальную должность. В детстве, вскоре после окончания школы, он хотел стать монахом k и вступить в католический орден францисканцев. Но потом он передумал.
Затем он долгое время играл на виолончели. После переезда в Айзенштад, Австрия, он продолжил свое музыкальное образование. Он играл со многими великими артистами прошлого века, например, с Бетховеном.
У матери будущего композитора Анны Марии Лагер было простое происхождение. Отец девочки работал пекарем. После смерти родителей она осиротела и скиталась по стране, пока в раннем возрасте не встретила Адамиста.
Ференц или Франц (в зависимости от перевода) был единственным ребенком в семье. Его родители уделяли ему все свое внимание. Он с ранних лет интересовался музыкой и имел к ней большой талант.
Ференц Лист в юности.
Его отец, талантливый и искусный исполнитель, дал сыну первые уроки: в 1816 году, в возрасте пяти лет, юноша начал осваивать фортепиано. В то же время он начал учиться петь в местной церкви. Мальчик регулярно посещал органиста. Там он попытался освоить сложный инструмент.
Ференц Лист получил полное музыкальное образование с раннего возраста. Даже в эти годы его подход к обучению был очень простым.
К тому времени, когда юноше исполнилось восемь лет, он уже вполне мог выступать и добиваться успеха. Его отец представил сына дворянам. Мальчик играл на пианино и получил теплый прием. Не было сомнений в его музыкальности и большом будущем.
Его отец понимал, что в маленьком городке учителю невозможно найти ничего ценного, и, чтобы обеспечить развитие сына, в 1821 году Адамист перевез своих отпрысков в Вену.
Здесь молодой человек брал уроки игры на фортепиано у Карла Черни, который имел репутацию компетентного и опытного педагога. Отношения между учителем и его учеником были сложными, но поначалу вызывающими; творческие способности Листа JNR и сила его таланта создали вагину.
уд. список до его молодости.
Уроки были бесплатными, денег Черни не получал. Вскоре молодого человека узнал Антонио Сальери. Интерпретационные способности будущего виртуоза настолько впечатлили маэстро, что он согласился давать ему совершенно бесплатные теоретические и музыкальные уроки.
Всего за несколько лет Ференц Лист стал очень талантливым и широко известным музыкантом, часто выступавшим на концертах в Вене. На концертах он получил трогательную похвалу от самого Бетховена. Он вспоминал этот эпизод до конца своей жизни.
Творчество
Творческая биография Ференца Листа началась примерно в 1823 году. После блестящего выступления в Вене его отец решил, что пора двигаться дальше. По его собственной инициативе семья переехала в Париж, и он записал сына в консерваторию. Однако мальчик не был принят, так как в школу принимали только французов.
Жить было не для чего. Но мой отец все равно решил остаться в Париже. Чтобы заработать деньги, он начал организовывать концерты. Важную роль сыграл сам Лист. В то же время молодой человек посещал уроки, хотя и частные, у своих преподавателей в консерватории.
Портрет молодого Ференца Листа.
Примерно в то же время Лист начал свою композиторскую карьеру. Большая часть его деятельности была связана с сочинительством. Это неудивительно, учитывая его виртуозную игру на фортепиано и тот факт, что его учителя не преподавали ему ничего нового.
К 1826 году молодой человек устал от непрекращающихся концертов и представлений. Работа на сцене стала для него непосильной ношей, и он начал болеть.
Чтобы поправить здоровье сына и восстановить его психическое состояние, отец отправился в море вместе с Ристом-младшим. Но именно здесь глава семьи заболел простудой и воспалением легких и умер в 1827 году.
Смерть родителей стала тяжелым событием для музыканта. Он находился в критической ситуации. Он еще больше усугубился, когда осознал свою творческую неполноценность.
Он не хотел быть жуликом, считаться уловкой. Актерство не было пределом мечтаний молодого, амбициозного человека. Он хотел большего.
Ференц Лист оставался в стороне от артистической деятельности в Париже около трех лет и редко появлялся на публике. Некоторые люди всерьез думали, что он умер. Местные газеты публиковали некрологи.
Музыкант вернулся к своей карьере в 1830 году. Только революция, потрясшая Францию и давшая толчок развитию общественных идей и творчеству многих художников, смогла поколебать его.
Как исполнитель и композитор, он планировал создать революционный пакт, который позволил бы ему увековечить достижения социального протеста.
Наконец, Лист продолжил выступать. Однако он чувствовал, что к его способностям по-прежнему предъявляется много требований. Мало кто мог следовать за ним, поскольку музыкант активно совершенствовался и не жалел сил.
В то же время Ференц Лист подружился с музыкантами, которые оказали на него влияние. Среди них были Эктор Берлиоз и Никколо Паганини. Именно скрипач-виртуоз вдохновил его с новой силой заняться своим ремеслом.
Позже, вдохновленный творчеством своего коллеги и друга, Лист переложил «Каприс» Паганини для фортепиано.
Среди знакомых музыканта были и другие известные художники, такие как Виктор Гюго и Александр Дюма. Его современник Фредерик Шопен был настоящим соперником Ференца Листа.
Если верить некоторым источникам, сам маэстро относился к своим младшим коллегам сдержанно и несимпатично. Но даже он признавал технический талант Листа.
С 1835 года музыкант часто путешествовал за границей. Во время своих странствий он успел побывать в Швейцарии, Италии и других странах. Время от времени композитор и пианист возвращались в Париж. Однако в прошлом он не был популярен. Столичных зрителей привлек новый исполнитель — Сигизмунд Тальберг.
В этот период маэстро начал работу над большой коллекцией произведений под названием «Годы странствий». Лист серьезно интересовался идеями масонства, вступая в ложи и уделяя мало времени общественным делам. Однако в начале 1940-х годов он предпринял еще одно европейское турне, на этот раз по Ложам странствий. В новом десятилетии маэстро посетил Испанию и Португалию.
Он также посетил Российскую империю. Во время своего пребывания в Санкт-Петербурге уже опытный и известный музыкант выступал перед зрителями, любителями искусства и коллегами в мегаполисе.
Фотография Ференца Листа.
Его произведения, как и другие классические сочинения, слушали великие мастера русской музыки — Серов, Глинка и многие другие.
Лист несколько раз посещал Россию. С первых визитов он тесно общался с членами «Могучей кучки», находился в постоянном контакте с русскими музыкантами, изучал произведения русских композиторов и брал уроки зарубежных композиторских традиций.
Известно высокое уважение Ференца Листа к своим предшественникам-классикам. Его просветительская деятельность и общественная жизнь сыграли важную роль в творческой и общественной жизни музыкантов.
При любой возможности он исполнял произведения Баха и Бетховена. Он внес свой вклад в установку памятников великим классикам, в том числе финансово.
Однако вскоре он разочаровался в собственном творчестве, поскольку широкая публика не особенно интересовалась произведениями Бетховена и Баха. Публика с удовольствием слушала простые, незатейливые произведения, которые были популярны в то время.
Как показала история, сдаваться было преждевременно. Вскоре судьба открылась самому виртуозу.
В 1848 году Лист начал новую веху в творчестве композитора. В течение этого времени он перемещался между Австрией и Венгрией. И там они встречают его с большим уважением.
Маэстро пользовался уважением широкой аудитории, включая аристократию, которая обожала знаменитого музыканта.
Портретная фотография Ференца Листа.
Хотя Лист давал концерты, большую часть своего времени и сил он посвящал сочинительству. В этот период появились некоторые из самых известных, важных и успешных произведений композитора, в том числе «Мазепа», «Тассо» и «Идеалы». Всего 12.
Произведения в жанре симфонической поэзии стали творением Листа, хотя до этого такой формы не существовало. Его работы также включают многочисленные наброски и зарисовки.
Период с конца 1940-х годов стал пиком творческой активности Ференца Листа. Значительную часть года он жил в Веймаре. Здесь маэстро активно занимался преподавательской деятельностью. Его усилия по продвижению известного композитора, который заслуживал внимания, в конце концов увенчались успехом.
Лист давал сольные концерты и организовывал недели, посвященные тому или иному композитору. Он давал частные публичные уроки или мастер-классы, как их называют сегодня (характерно, что он сам стал пионером этой формы дополнительного образования). Он активно поддерживал молодых музыкантов.
Последние годы и смерть композитора
Однако не все было безоблачно. Некоторые граждане Веймарской республики не понимали и не принимали амбиций Листа. Это привело к бойкоту со стороны консервативной части населения.
Иногда в полупустых помещениях проходили представления, инициированные влиятельными мэрами.
Вскоре последовали проблемы в личной жизни, и композитор пережил трагедию — умерли его сын и старшая дочь.
В начале 1960-х годов Лист выступал относительно мало. Он путешествовал по всей Европе, сначала в Рим, затем в Веймар и, наконец, в Пешт (Венгрия). Он продолжал писать, но не очень активно. Он занимался преподавательской деятельностью.
Знаменитый композитор и мастер игры на фортепиано брал уроки в большинстве соседних стран континента.
В 1886 году музыкант провел последние годы своей жизни, страдая от сильной простуды и пневмонии. Его состояние постепенно ухудшалось: появились проблемы с сердцем и сильные отеки.
19 июля 1886 года Ференц Лист умер от осложнений пневмонии. После смерти его тело было захоронено на Байройтском кладбище в Германии.
Личная жизнь
Лист никогда официально не женился. Маэстро встретил свою настоящую партнершу в конце 1920-х годов, после смерти отца. Ее звали Мари д’Агу, она была писательницей и подругой Жорж Санд. Женщина была замужем, но это не помешало паре начать совместную жизнь.
Мари Дагу.
От фактического брака у Блазины и Косимы родилось трое детей — дочь и сын Даниил.
В конце 1940-х годов это сосуществование распалось. Франц Лисс познакомился с Каролиной Витгенштейн, дочерью российского чиновника немецкого происхождения. Хотя они были женаты, оба отказались от своих обязательств и начали совместную жизнь, которая продолжалась до 1861 года.
уд. лист и каролина штейн-витгенштейн
Однако в последние годы отношения пары стали холодными и напряженными. Каролина была пламенной католичкой и религиозной женщиной, не смевшей беспокоить своего родителя-родственника, который категорически противился подобным влияниям.