Михаил Глинка.
Русский композитор. По словам Владимира Стасова: «Пушкин и Глинка создали новый русский язык. Один из них — поэзия, другой — музыка».
Михаил Глинка — биография
Михаил Иванович Глинка был одним из самых значительных российских композиторов. Дирижер жил и работал в первой половине 19 века. По воспоминаниям современников, он обладал удивительной работоспособностью и мог работать часами без устали.
Михаил Глинка стал первым композитором, написавшим первую в истории оперу на национально-патриотическую тему «Жизнь царя».
При жизни Михаил Иванович стал уважаем и известен во всей Российской империи. Пушкин и поэт Жуковский отзывались о его творчестве в самых лучших выражениях.
Члены императорской семьи регулярно посещали спектакли и концерты, на которых ставились и исполнялись произведения Глинки, и высоко отзывались о творчестве покойного композитора.
Жизнь композитора была довольно короткой. Он провел в этом мире чуть более 50 лет. Однако за отведенное ему время музыкант успел оставить после себя огромное творческое наследие, которое широко известно и сегодня. Как в России, так и далеко за ее пределами.
На его творчество оказали влияние многие композиторы, последовавшие за ним, в том числе Чайковский, Бородин, Римский-Корсаков и Мусоргский.
По меткому выражению искусствоведа и историка В. Стасова, Глинка был основателем русского музыкального языка. В этом отношении его можно сравнить с Пушкиным, который также возглавил революцию в литературе и словесности.
Детство и образование
Композитор Михаил Глинка родился 1 июня 1804 года. в деревне Новопаское Смоленской области.
Отец музыканта, Иван Николаевич, был когда-то потомственным дворянином, служившим в русской армии. После рождения сына он ушел на пенсию с государственной службы.
Этот человек происходил из польской дворянской семьи, которая много лет жила в Смоленске. А после того, как город и его окрестности оказались под властью Российской империи, предки композитора приняли православие и взяли русское имя.
Дворяне оставили свое имущество, свой аристократический статус и право пользоваться старым семейным домом; предки Глинки быстро русифицировались и приобрели русский аристократический статус.
Смоленская область; особняк Новоспасского, где родился и работал Глинка.
Мать будущего композитора звали Евгенией Андреевной. Он происходил из той же семьи и был троюродным братом законной жены его отца-музыканта.
Первые шесть лет своей жизни Глинка провел под опекой бабушки, Фекла Александровна. Она была строгой и аскетичной женщиной, которая воспитывала композитора как вялого, капризного и нервного ребенка.
После его смерти мать взяла на воспитание сына, и с годами он пытался выкорчевать то, что так привила молодому человеку его добрая бабушка.
Начальное образование Майкл получил дома. Правительство помогло ему освоить науку. Среди них была Варвара Кламмер, первый учитель композиторов, приглашенных Санкт-Петербургом.
° Глинка в детстве.
Интерес Глинки к музыке начался в очень зрелом возрасте (конечно, по сравнению с другими синтетическими и исполнительскими гениями). Ему было уже больше десяти лет. Молодой человек начал учиться игре на фортепиано и скрипке.
Во время Отечественной войны 1812 года его семья бежала в город Орел. Им пришлось спешно уехать. Гринк смог вернуться только тогда, когда нашел остатки дома в 1813 году. Дом пришлось перестраивать с самого начала.
В ранние годы Глинка не был страстным любителем музыки. Толчком к выбору профессии композитора послужили концерты, которые когда-то дали ему дом.
Отец молодого человека любил богатые праздники. Он часто устраивал шумные праздники, приглашая родительских родственников и друзей. Однажды семью посетил Афанасий Глинка, брат его матери. Он и его оркестр, собранный крестьянами, выступали с концертами в Б. Крусселе.
Михаил Глинка с матерью Евгенией Андреевной и сестрой Пелагеей. Миниатюра, 1817 год.
Семья музыканта переехала в Санкт-Петербург, когда композитор подрос; в 1817 году композитор поступил в аристократический пансион и учился у одного из будущих декабристов Вильгельма Кчербекера (он был другом Пушкина по гимназии).
Но не только формальное образование привлекало Михаила Ивановича. Когда он переехал в столицу штата, Глинка дал ему возможность профессионально заниматься музыкой.
Молодой человек брал уроки у ведущих артистов, композиторов, авторов песен и исполнителей. Среди его учителей были Джон Филд, Чарльз Майер и Карл Цейнер.
Творческий путь
Творческая биография Михаила Глинки началась в 1822 году, вскоре после того, как он покинул благородный пансион. После окончания учебы музыкант не смог найти достойную работу и начал путешествовать по Кавказу.
Композитор ездил со своим дядей в Пянторск, Кисловодск и другие города. Дорога и горный климат изнурили музыканта, и он тяжело заболел. По этой причине ему пришлось поспешить в Смоленск.
°Глинка, 1820-е годы, неизвестный художник.
Через два года молодой человек отправился в Санкт-Петербург и в 1824 году возглавил духовенство. Музыка, однако, была для него гораздо более мощной силой. Ему приходилось совмещать композицию и работу.
Государственная служба требовала больших усилий и длилась по шесть часов в день. Остаток года был посвящен композиции и неустанной работе.
В 1824 году Михаил Иванович нашел свой путь к творчеству. Его первые попытки с помощью пера не увенчались успехом. Однако его последующие работы известны уже с ранних лет.
В некоторых ранних произведениях Глинки в языке поэта присутствовала романтика.
Несмотря на успех своего дебюта, Глинка оставался неудовлетворенным своей работой. Он верил, что может сделать больше. Он не любил музыку. Вскоре решительный композитор начал сочинять небольшие оркестровые произведения.
Его поездка на Кавказ, хотя и неудачная, произвела на композитора сильнейшее впечатление. Эти впечатления оказали глубокое влияние на его дальнейшее творчество и нашли отражение в его поздних работах.
Через несколько лет Глинка начал искать новые впечатления: в 1830 году он отправился в Европу. Ему удалось посетить Дрезден и совершить путешествие по Германии. Однако он остался в Италии надолго.
Портрет 20-летнего Глинки написан в романтическом духе.
Здесь он изучил особенности зарубежных подходов к композиции и написал несколько произведений. Примерно в это же время Михаил Иванович стал совершенно самобытным композитором. Он написал ряд произведений.
Секстет и ре-минорное Патетическое трио стали его величайшими произведениями. Работы Глинки были зрелыми, без следов ученичества. Он обладал узнаваемым графическим характером композитора.
Михаил Иванович не забыл и о своем образовании. Он продолжал осваивать тематику своей музыки: в 1833 году Глинка отправился в Берлин. В Германии она изучала оркестровку и полифонию у Зигфрида Дена. Однако он был вынужден вернуться на родину всего через год, когда узнал о смерти отца.
В 1836 году музыкальная карьера Глинки стремительно развивалась. Композитор давно вынашивал идею создания национально-патриотической оперы. Однако он не смог найти подходящий образец.
Василий Жуковский посоветовал композитору обратить свое внимание на подвиги Сусанина. Глинке идея понравилась. Михаил Иванович сразу же принялся за работу.
Опера «Жизнь царя» была завершена в 1836 году. Интересно, что руководство Большого театра в Санкт-Петербурге не собиралось заказывать эту работу. Пройдя через разные руки, работа Глинки, наконец, была взята в руки.
Премьера состоялась 9 декабря. Опера произвела фурор и вскоре стала событием года. Работы Глинки получили множество положительных отзывов. Зрители были в восторге.
Сам император Николай I высоко отзывался о творчестве Глинки и лично благодарил маэстро.
Чтобы отметить звездный час Глинки, его коллеги и знакомые, включая Пушкина, написали полушутливые «правила». Текст был воспроизведен с его фамилией («Это фарфор, а не Глинка!»). .
Этот триумф помог композитору достичь новых высот. Почти сразу после премьеры он был назначен капельмейстером и занял должность директора придворной капеллы.
М. Глинка в молодости, портрет.
Добившись такого положения, Михаил Иванович ездил по всей империи в поисках певцов и лично отбирал кандидатов.
Руководство акапеллой было очень недолговечным: через два года Глинка покинул свой пост, чтобы вернуться к творческой деятельности. Все свои силы он посвятил постановке своей второй оперы. На этот раз он использовал в качестве мотива пьесу Пушкина «Руслан и Людмила».
Михаил Иванович давно культивировал идею новой большой пьесы. Он планировал написать пьесу вместе с Пушкиным, с которым хотел посоветоваться во время ее создания. Однако этого не произошло — знаменитый поэт трагически погиб.
Работать над оперой пришлось, обратившись к коллеге, другу Пушкина, который хорошо знал покойного автора и был знаком с его творчеством и стилем.
Михаил Глинка, фото 1842 года.
Премьера новой постановки состоялась 9 декабря 1842 года, через шесть лет после ее триумфального дебюта. Однако в Опере Руслана и Людмилы было гораздо холоднее. Публика продолжала хвалить маэстро. Искусствоведы, с другой стороны, были настроены гораздо более скептически и враждебно.
Агрессивная критика в адрес Руслана и Людмилы Оперы сильно ударила по композитору. Он находился в состоянии кризиса и боялся творить. В следующем году Глинка работал над более мелкими проектами. Романтика вновь захватила его внимание. Свет падал на стихи Пушкина «Я помню чудные мгновенья» и «Если встречу вас».
В 1844 году композитор отправился в Европу, чтобы собраться с мыслями. Некоторое время он жил во Франции. Здесь Глинка познакомился со многими замечательными музыкантами и композиторами, в том числе с Гектором Берлиозом.
По инициативе зарубежных коллег в Париже были представлены отрывки из произведений Глинки. Французская публика положительно восприняла творчество русских композиторов. И уже в 1845 году Михаил Иванович представил все произведения для представления на благотворительных концертах.
В том же году Глинка покинул Францию и поселился в Испании. Он постоянно изучал язык и нравы местного населения. Под впечатлением от ее страны и ее повседневной жизни Михаил Иванович представил «Jota de Aragon», а через несколько лет «Воспоминания о летней ночи в Мадриде».
В течение следующих нескольких лет Глинка путешествовал по России. Жизнь и приглашения на светские мероприятия сильно утомили композитора. Однако он не смог выехать за границу, так как ему отказали в выдаче паспорта. В результате композитор поселился в Варшаве, где написал Камаринскую симфонию.
Только в 1851 году композитор решил вернуться в Санкт-Петербург. В столице композитор давал уроки пения и помогал готовить оперные партии. Его творчество оказало сильное влияние на формирование русских вокальных школ.
Михаил Глинка, на фото 1853 года.
Менее чем через год Михаил Иванович Глинка начал новое путешествие за границу. Он хотел снова обосноваться в Испании, но дорога была очень трудной.
Композитор остался в Париже, где прожил почти два года. Здесь он начал работать над своей новой оперой «Тарас Бульба», но не завершил ее.
После начала Крымской войны Глинка был вынужден вернуться в Россию. В последние годы своей жизни он мало занимался творчеством. Он был занят подготовкой своих мемуаров.
Глинка и Пушкин
Стоит отметить, что эти два гения оставались близкими друзьями на протяжении многих лет. Композитор впервые встретился с Александром Сергеевичем в 1828 году; их познакомил Кюхельбекер, который представил композитора Пушкину.
Несмотря на разницу всего в несколько лет, Глинка называет писателя по имени и отчеству. Он высоко отзывался о творчестве Пушкина и называл его «самым знаменитым поэтом». Александр Сергеевич ответил добром на добро. Он проявлял большой интерес к музыке Глинки и восхищался его творчеством.
Портрет Глинки, картина И. Е. Репина.
Они часто встречались и обсуждали русское искусство. Еще при жизни Глинка задумал оперу «Руслан и Людмила» в сотрудничестве с Пушкиным. Однако трагическая смерть лирика положила конец этому грандиозному плану.
По мнению В. Стасова, Пушкин и Глинка были во многом похожи. Один был основателем русской литературы и литературной знаменитостью, другой — основателем русской классической музыки.
Личная жизнь
Глинка был когда-то официально женат. Его женой была дальняя родственница, Мария Петровна Иванова. Однако вскоре он понял, что совершил ошибку. Она была переменчивой, капризной и скандальной женщиной. Он часто не соглашался. Она также не славилась верностью — при первой же возможности она вставала на сторону мужа и позорила его.
Михаил Иванович Глинка и его жена Мария Петровна Иванова
Глинка долгое время пытался найти причину развода. Затем она была быстро представлена. Женщина оказалась в тайном браке с новым избранником. В то время пара уже не жила вместе.
Михаил Иванович заинтересовался своей фактической женой и музой, Екатериной Гермолаевной Хан. Бракоразводный процесс затянулся. Его вторая жена забеременела и постоянно уговаривала Глинку ускорить процесс. Однако ему потребовалось несколько лет, чтобы расторгнуть брак.
Катерина Хан и Михаил Глинка
К тому времени прежние чувства между Ханом и музыкантом угасли. Не желая, чтобы ребенок был незаконнорожденным, Глинка дал своей разлученной жене деньги на аборт.
Неизвестно, выполнила ли Екатерина его пожелания. Однако музыкант был очень разочарован, так как официально у Глинки не было детей. После развода с первой женой он прожил холостую жизнь, не вступая в новый брак.
Смерть композитора
В последние годы творчество Михаила Глинки практически не возрождалось. Композитор проводил время в тишине и покое, иногда выезжая за границу. В начале 1867 года он заболел. Легкая простуда привела к обострению этой старой болезни.
15 февраля 1857 года Михаил Глинка умер в Берлине от проблем с печенью. Его смерть была внезапной и неожиданной.
Композитор был похоронен на местном лютеранском кладбище. А позже, благодаря усилиям родственников, прах Глинки был захоронен на Тихавинском кладбище в Санкт-Петербурге.