Николай Андреевич Римский-Корсаков.
Николай Андреевич Римский-Корсаков был одним из самых значительных русских композиторов XIX века. Как и многие художники, он никогда не думал о том, чтобы стать профессиональным музыкантом, вступая в кадетский корпус и одновременно беря уроки игры на фортепиано и пробуя свои силы в композиции.
В последние годы жизни он стал композитором. Он известен как член «Могучей кучки». Римский-Корсаков написал около 20 опер, множество симфоний и чуть менее 100 романсов.
Музыканту во многих отношениях повезло с учителями. Его учил Михаил Балакирев, который считался компетентным и чутким педагогом. А в молодости, когда композитор набрался опыта, он сам стал учителем.
Как педагог, Римский-Корсаков, по сути, заложил основы своей собственной школы. Он обучал музыкантов, которые впоследствии получили международное признание, от Сергея Прокофьева до Игоря Стравинского.
Современники вспоминали композитора как сурового и жестокого учителя, который никогда не восхищался, но всегда умел направить усилия своих учеников в нужное русло.
Ранние годы
Композитор Римский-Корсаков родился по новому стилю 18 марта 1844 года в городе Чихвин Новгородской области.
Его предки не имели никакого отношения к искусству. По отцу будущий композитор был дворянином. Человека звали Андрей Петрович. Его дедушка и бабушка были известны своей долгой службой на флоте на протяжении нескольких поколений.
Отец композитора был политически активным человеком и государственным служащим. Он занял пост заместителя губернатора, а затем и пост губернатора.
Андрей Петрович Римский-Корсаков — отец композитора
Мать будущего музыканта звали Софья Васильевна. Он был смешанной крови. По женской линии они происходили из крепостных крестьян. А ее отец был помещиком и аристократом из рода Скарятиных.
По воспоминаниям Римского-Корсакова, его мать была образованной и широко начитанной. Она знала французский язык, умела играть на пианино и выделялась на фоне других.
Софья Васильевна Скарятина — мать композитора
Начальное школьное образование композитор получил дома под руководством родственников-родителей и частного учителя; в возрасте шести лет он начал осваивать общие искусства и впервые подошел к фортепиано.
Интересно, что музыка не произвела на молодого человека никакого впечатления. Он предпочитал читать. Литература была страстью будущего композитора. Однако он был не против слушать народные песни и любил церковные.
Через несколько лет, после настойчивых просьб отца, Римский-Корсаков был назначен в военно-морской дом.
≥Римский-Корсаков — это свидетельство военно-морского корпуса.
Известно, что он прилежно учился. А в 1858 году будущему композитору очень понравилась музыка. Молодой человек с восторгом услышал композиторские произведения Корифея, как русские, так и зарубежные.
Композитор рос и формировал свой собственный вкус на основе произведений Бетховена, фон Вебера, Россини, Глинки и других специалистов.
Вскоре молодой человек захотел написать свою собственную книгу. Однако он обнаружил, что ему не хватает базового фундаментального образования. Чтобы исправить это досадное упущение, в 1859 году он начал посещать специальные уроки у Фьора Канила.
Первые музыкальные пробы
Творческая биография Римского-Корсакова началась примерно в 1855 году, когда он только начал заниматься дома. Юноше было всего 11 лет. Его ранние работы были незрелыми и подражательными.
Все изменилось в начале 1960-х годов. Благодаря усилиям своего преподавателя в Canil Piano Николай познакомился с известным музыкантом Милли Балакиревым.
Милли Алексеевич Балакирев, преподаватель Римского-Корсакова.
Помимо того, что он был композитором и дирижером, он занимался наставлением новых талантов на путь истинный. Римский-Корсаков стал членом кружка, созданного маэстро. Это сообщество композиторов впоследствии стало известно как «могучая кучка».
Помимо начинающих композиторов, в его состав входили Сезар Куи и Модест Мусоргский, чьи имена остались в истории мировой классической музыки.
Балакирев проявил себя не только как композитор, но и как талантливый и чуткий педагог. Он принимал непосредственное и тесное участие в судьбах своих молодых коллег, почти как отец. Он помогал им выбирать правильные пассажи и давал советы, как улучшить оркестровки, например. Это руководство было очень полезным.
Римский-Корсаков в молодости.
Под руководством Балакирева Николай Римский-Корсаков всерьез приступил к работе над своим первым произведением, Первой симфонией. Известно, что композитор начал писать ее еще в студенческие годы, но завершена она была лишь позднее.
В начале 1960-х годов молодой человек окончил кадетскую школу и поступил на корабельную службу. Времени на сочинение оставалось очень мало. У миссии был очень жесткий график и множество задач.
Римскому-Корсакову удалось найти время для сочинения Первой симфонии, но вскоре он понял, что время уходит, и отложил проект на потом.
С 1862 по 1865 год композитор служил на флоте и посвятил себя мореплаванию. За эти годы Николай Андреевич успел объездить весь мир. Впечатления от этого путешествия позже нашли отражение в его работах.
Римский-Корсаков — знаменосец
В середине 1960-х годов Римский-Корсаков вернулся в Россию. Он ушел со службы и решил посвятить все свое время искусству и композиции. Прибыв на родину, композитор вновь соприкоснулся с «Могучей кучкой».
За годы его скитаний круг значительно расширился. К группе присоединились новые члены. Среди них были А. Бородин, Л. Шестакова и А. Даргомыжский.
В это же время Николай Александрович познакомился с Петром Чайковским. Петр Чайковский был идеологически настроен против сообщества, но поддерживал тесный контакт со своими коллегами.
Опера и зрелое творчество
Желая продолжить свою деятельность в искусстве, Римский-Корсаков вновь оказался под опекой Балакирева. По совету своего учителя он продолжал работать и серьезно дорабатывать свою Первую симфонию. Произведение композитора было опубликовано в 1865 году.
Н. Римский-Корсаков в молодости
В ранние годы Римский-Корсаков ориентировался на произведения зарубежных композиторов, таких как Г. Берлиоз и Ф. Лист. Однако в его произведениях прекрасно сочетались зарубежные и русские народные мотивы, что со временем стало визитной карточкой композитора.
В 1867 году Николай Андреевич написал «Садко». Его фрагменты позже были частично включены в структуру одноименной оперы; год спустя родилась сюита «Антар». Римский-Корсаков вступил в период профессионального и зрелого творчества.
Помимо сочинительства, он занимался повседневными делами. А именно, аранжировка и оркестровка чужих произведений. В основном это работы коллег по музыкальному сообществу.
В начале 1970-х годов Римский-Корсаков нашел свою нишу. Он начал работать в оперном жанре. Позже эта форма композиции стала его любимой: в 1872 году этот талантливый музыкант написал свою первую оперу «Псковитянка» по пьесе Льва Мая.
Этот жанровый дебют стал знаменитым и узнаваемым. Римский-Корсаков приобрел заслуженную славу и был высоко оценен широкой публикой. Профессиональные круги включали.
Незадолго до этого музыкант был принят на должность профессора Санкт-Петербургской музыкальной консерватории; с 1970-х годов он также назначался на административные должности, такие как директор и инспектор консерватории. Римский-Корсаков также руководил оркестрами и дирижировал ими.
Несмотря на очевидный успех, композитор вскоре понял, что у него нет специальной подготовки для действительно серьезной творческой работы. Николай Андреевич начал интенсивно изучать дисциплины, преподаваемые в консерватории.
Он смог довольно быстро компенсировать отсутствие формального образования. В результате музыкант смог улучшить свои композиторские навыки. Его усилия не пропали даром и привели к созданию ряда произведений, в том числе Симфонии № 3.
В новом десятилетии 1980-х годов Римский-Корсаков начал работать с новой силой. После долгой работы родились две оперы — «Белоснежка» и «Майская ночь». Помимо других работ других видов.
В 1980-е годы, помимо композиторской работы, Николай Андреевич занимался административными вопросами и провел ряд
Трудолюбие и неустанные усилия сыграли свою роль. Из-за переутомления и груза личных проблем Римский-Корсаков пережил творческий кризис.
В начале 1990-х годов активность композитора пошла на спад. В этот период он прочитал много книг, заинтересовался философией, писал статьи и публицистику. Он практически не сочинял и пытался найти выход из кризиса.
Возвращение к профессиональному творчеству было на удивление быстрым. Уже в середине 1990-х годов С.Римский-Корсаков начал активно сочинять. Как будто судьба вознаградила его за настойчивость и позволила наверстать упущенные годы.
Вторая половина десятилетия стала для композитора периодом выдающейся творческой активности. Одно за другим из-под его пера выходили новые произведения.
Среди произведений того времени — оперы Николая Римского-Корсакова «Моцарт», «Сальери», «Ночь перед Рождеством» и «Садко». Ни один из них не стал знаменитым благодаря своему прочному постоянству вскоре после первого появления.
В последующие годы Николай Андреевич написал еще семь крупных опер. Он работал до конца своей жизни.
Помимо своей композиторской деятельности и музыкального таланта, композитор известен как человек с активной социальной позицией, поборник перемен и справедливости.
Римский-Корсаков с энтузиазмом приветствовал реакционные и репрессивные действия царского режима, давление властей и революционные события 1905-1907 годов. Он открыто поддерживал студентов, выступавших против ужесточения правил и казарменных занятий в университете.
В знак протеста он уволился из консерватории в Санкт-Петербурге и вернулся на свое место только тогда, когда события были более или менее подавлены и власти пошли на поблажки. Это характеризует композитора как личность.
Преподавательская деятельность
Его сострадание и чуткость его неформальных учителей помогли Римскому-Корсакову стать тем человеком, к которому он подошел. Стоит отметить, что сам композитор в зрелые годы начал обучать музыкантов, раскрывая таланты своих подопечных.
Римский-Корсаков стал основателем собственной школы. За относительно короткий период времени Николай Андреевич начал жизнь с более чем 200 студентов.
Среди его учеников были Сергей Прокофьев, Игорь Стравинский, Михаил Ипполитов-Ивнов и многие другие талантливые люди, которые впоследствии заслужили славу и мировую известность.
По воспоминаниям студентов, Николай Андреевич всегда умел найти нужные слова, сделать полезные замечания и дать ценный совет.
≥Римский-Корсаков, фото 1904 года.
При этом, как учитель, он никогда не хвалил своих учеников, в отличие от грубости, иногда даже жестокости.
Однако они всегда понимали, чего хочет от них учитель и насколько он успешен.
Личная жизнь
Николай Римский Корсаков был женат только один раз. Его женой была Надежда Пульхольд: композитор, музыковед и талантливая пианистка. Свадьба состоялась в 1872 году.
Римский-Корсаков с женой Найденой Пургольд и дочерью.
В этом браке родилось семеро детей: четыре сына и три дочери. Только четверо дожили до взрослого возраста.
Смерть композитора
До последних дней Римский-Корсаков активно работал. Он никогда не жаловался на свое здоровье. Еще более трагичной была его внезапная смерть. Николай Андреевич умер 8 июня 1908 года от инфаркта миокарда, болезни сердца.
Смерть известного и любимого музыканта стала большой неожиданностью.