Валерий Чикаров.
Валерий Чкалов был героем Советского Союза и выдающимся российским летчиком-испытателем. В истории страны он наиболее известен как командир экипажа самолета, совершившего прямой рейс из Москвы в Ванкувер, США, через Арктику.
Валерий Павлович был знаменосцем советской мужественности. Он родился в семье простых крестьян-рабочих в имперский период, когда еще существовала монархия. Из-за своего скромного и невежественного происхождения он не смог достичь больших успехов.
После изменения социального класса Чикаров много работал и усердно учился, что позволило ему стать летчиком и знаменитостью.
Образ Валерия Чкалова уже много лет используется как пример для подражания. После своего легендарного полета он стал кумиром миллионов людей в Советском Союзе. Кроме того, пилот стал широко известен за пределами страны.
Жизнь бесстрашного советского летчика и патриота трагически оборвалась во время испытательного полета. Полномочия пилота не были забыты. Он был увековечен много раз. Поселок назван в честь Валерия Павловича. Улицы и кварталы также можно найти в память о великом человеке.
Ранние годы
По новому стилю Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля 1904 года. Он родился в селе Василёво Нижегородской области. Молодой человек происходил из простой и необычной семьи.
Отца ребенка звали Павел Григорьевич. Он работал оператором котельной и редко бывал дома, проводя много времени за полезной работой. Мать будущего летчика-испытателя Ирины Ивановны. Она не работала и заботилась о финансах семьи. Он умер в 1910 году. В то время мальчику было всего шесть лет.
Валерий Чикаров в детстве.
Когда пришло время, Валерия Павловича отдали в Васильевское училище. Здесь он получил свое базовое образование. Согласно источникам того времени, пилот не блистал академическими способностями. Однако это не относилось к его холодному и спокойному характеру. Он отлично изучал точные науки и гордился своей крепкой памятью и трудолюбием. Эти качества помогли будущему летчику достичь больших высот.
В 1916 году юноша оставил школу и поступил в Череповецкое техническое училище. Однако они не медленно осваивали свою специализацию. Из-за нехватки ресурсов и преподавателей учебное заведение вскоре закрылось. Молодой человек вернулся в свою деревню.
С 1918 года он работал у своего отца молотильщиком. Позже он нашел работу в качестве пароходного печника.
Начало деятельности в авиации
Валерий Павлович никогда не думал о работе в RAF. Но когда в 1919 году он своими глазами увидел аэроплан, все изменилось. У молодого человека появилось желание связать свою жизнь с авиацией.
Эта мысль укрепилась, когда он приехал в Нижний Новгород и встретил своего земляка Владимира Флоришева, который обслуживал самолеты в авиапарке.
В 15 лет по совету односельчанина Цкалов вступил в Красную Армию. Вскоре он был направлен в ту же авиационную часть в качестве ученика монтажника. Будущий пилот доказал свою состоятельность.
С 1921 по 1924 год он прилежно учился в профессиональном институте, где получил военную специальность и готовился к самостоятельным полетам. Первый опыт полета на самолете у Тестера был в 1923 году.
Курсант В. Чкалов (крайний справа) перед самолетом У-1.
После окончания школы в 1924 году молодой летчик поступил в Ленинградскую истребительную эскадрилью. Во время службы он проявил себя как смелый и отчаянный сорвиголова, за что неоднократно подвергался дисциплинарным взысканиям.
Руководству не понравилось безрассудство пилота. Однако выговоры и наказания никак не повлияли на пилота. Иногда проблемы доходили до крайности: в 1925 году Валерий Чикаров был приговорен к одному году лишения свободы. Он был пьян и открыто оскорблял и бил своего командира. Позже срок наказания был сокращен до шести месяцев.
Летчик смог быстро восстановиться: менее чем через два года будущий герой Советского Союза был направлен для дальнейшего обучения в Липецк. В то время в городе проходили обучение немецкие летчики. В показательных выступлениях Чкалов занял первое место.
Чкалов пролетает под мостом на истребителе.
В том же 1927 году Валерий Павлович был переведен на зиму в Брянскваригаду. Однако служить ему пришлось недолго. В одном из групповых полетов Тукаров разбился из-за ошибок режима. Суд исключил изображение некомпетентного поведения его режима и решил, что виноват только пилот.
В 1928 году военный суд приговорил летчика к одному году тюремного заключения. Кроме того, он был уволен из рядов Красной Армии. К счастью, Чкалов защитил К. Ворошилова и Я. Алксниса.
Пилот провел в реальном заключении всего один месяц. Остальная часть его наказания была заменена на условный срок. Цкалов был освобожден из Брянской тюрьмы.
С 1929 по ноябрь 1930 года он числился в резерве. Он работал инструктором-летчиком, учителем в Осовиахиме.
Летно-испытательная работа
После короткой «ссылки» в 1930 году В.П. Чекалов вернулся в армию и начал работать в НИИ ВВС. В течение следующих двух лет опытный пилот совершил более 800 полетов и научился управлять 30 самолетами.
Он принимал участие в испытаниях экспериментальных моделей. Например, Цкалов был пилотом авианосца. На его плечи легло испытание огромного бомбардировщика, который нес на своей лодке довольно много истребителей.
Валерий Чекалов с матерью.
В 1932 году институт был переведен из Москвы в близлежащее Чертково. Первоначально простая передача была превращена в первый парад советских ВВС; в этом мероприятии принял участие Валерий Чкалов. Он и его экипаж летали на тяжелых бомбардировщиках TB-3. Вскоре в жизни пилотов началась новая эра.
Зимой 1933 года в биографии Валерия Чкалова произошла еще одна перемена. Он ушел из Красной Армии и был переведен в Протекторат. Грамотные специалисты обязуются работать на авиационном заводе №39.
Здесь вместе со своим конкурентом Александром Анисимовым он принял участие в опытной эксплуатации новейшего истребителя Поликарпова.
Среди моделей были И-15, И-16 и тяжелые бомбардировщики ТБ-1. Полеты были экспериментальными и поэтому чрезвычайно опасными.
Валерий Чкалов и пилот Александр Анисимов.
Пилоты проявили большое мужество. Прежде всего, в своих усилиях страна связалась с зарубежными конкурентами и смогла обеспечить безопасность воздушного транспорта, который сразу же подвергся серьезным испытаниям.
Усилия летчика-испытателя Валерия Чикарова были не напрасны. Вместе с конструктором Поликарповым он был награжден орденом Ленина.
Рекордные перелеты
Будучи оригинальной и нестандартной фигурой, летчик-испытатель стал создателем множества новых трюков в начале 1930-х годов. Но на этом его достижения не закончились.
В 1935 году коллега Чикарова, военный летчик Г. Байдуков, предложил ему совершить перелет из Москвы в США через Арктику. Эта идея не была уникальной.
Некоторым временем ранее экипаж Леваневского предпринял попытку установить аналогичный рекорд. Однако полет был преждевременно прерван из-за отказа двигателя.
Летчик Зигмунт Александрович Леваневский.
В 1936 году штурман Беляков и летчики-испытатели Байдуков и Цкалов обратились к властям с предложением об очередном полете. Сам Сталин ответил на это. Руководители опасались очередной неудачи, поэтому наметили более легкий маршрут из Москвы и Петропавловска-Камчатского.
20 июля 1936 года экипаж начал свое путешествие. Полет на Дальний Восток продолжался 56 часов и был успешно завершен. Последним пунктом был остров Чкалов (Лесной) 10 августа Сталин лично встретил отважных летчиков на аэродроме Шевельково.
Сталин, Ворошилов, Каганович, Цкалов и Беляков. Послеполетная встреча на Дальний Восток, 10 августа 1936 года, аэродром Щелково.
Экипаж был удостоен звания Героя Советского Союза и награжден орденом Ленина. Это событие имело идеологическое значение. Высшее руководство не преминуло воспользоваться достижениями пилотов.
Вскоре о достижениях российских летчиков стало известно не только в стране, но и во всем мире. В одночасье Тукаров стал всенародным любимцем и пользовался всеобщим уважением.
На этом Валерий Павлович не остановился. Он пользовался заслуженным доверием и снова попросил руководство перевезти его в США 18 июня 1937 года экипаж начал новый полет на самолете АНТ-25.
Полет был намного сложнее, чем пилоты летали раньше. Плохая погода и плохая видимость помешали полету. Пилот столкнулся с льдом.
Полет был прекращен 20 июня. Экипаж приземлился в Ванкувере, штат Вашингтон. Путь проходил через Арктику, а общая протяженность путешествия составила 8 500 километров. Это был настоящий рекорд.
В США пилотам был оказан теплый прием. Летчиков принимали советский посол Александр Трояновский и сам Джордж Маршалл, который впоследствии стал государственным секретарем и генералом.
Байдуков, Чикаров, советский посол Трояновский и Беляков. После приема у президента Рузвельта в Белом доме. 28 июня 1937 года.
Валерий Чикаров и его экипаж были награждены медалью «Красный флаг». Вскоре после этого опытный пилот стал членом Совета по делам национальностей. В декабре 1937 года, когда летчик был еще жив, жители Васильево потребовали переименовать деревню в честь своего великого соотечественника. Власти были рады сделать это.
Трагическая гибель пилота
По сути, опасность, которая подстерегала Тукарова с самого начала его службы. Это была профессия летчика-испытателя. Он попал в несколько аварий — одна серьезная произошла в начале октября 1937 года.
По просьбе руководства института Тукаров провел испытания модифицированного варианта И-16 на максимальной скорости. Однако в ходе операции выяснилось, что двигатель машины неисправен, и Валерию Павловичу пришлось совершить аварийную посадку.
Посадка была чрезвычайно сложной. Самолет разбился, пилот получил ранения, но, к счастью, остался жив.
Делегатами в Верховный Совет были писатель А. Толстой, летчик В. Чкалов и актер И. Москвин.1938 г.
В начале декабря 1938 года Ткарову предложили пилотировать новый И-180. Этот факт оказался роковым для жизни пилота.
Первоначально машина столкнулась с множеством проблем и трудностей. Срок завершения работ несколько раз переносился. Создание машины было завершено в большой спешке.
Истребитель И-180.
Конструкторы планировали поставить самолет к началу года; к началу декабря машина находилась только на испытаниях. Однако, как показали наземные испытания и инженерные изыскания, в конструкции было обнаружено около 200 недостатков.
Поликарпов протестовал против таких опасностей. Но к нему не прислушались и уволили.План экспериментальных испытаний И-180 включал несколько этапов. На Чикарова была возложена первоначальная ответственность. Несколько кругов было сделано на земле над главным аэродромом с убирающимися шасси.
Несмотря на плохую погоду, полет прошел гладко. Однако в последний момент, когда самолет врезался в линию электропередач, крыло задело столб и разрушилось. Чикаров катапультировался из кабины. Голова пилота сильно ударилась о металлическую деталь. На место происшествия прибыли рабочие, поместили пилота в автомобиль и доставили его в больницу.
Разбившийся самолет Валерия Чикарова.
Валерий Чикаров умер в больнице, в Боткинской клинике, 15 декабря 1938 года от тяжелой травмы головы. Сотрудники авиационного завода, участвовавшие в испытаниях, были приговорены к суровым тюремным срокам за умышленный полет машины с огромным количеством ошибок.
Однако это не единственная версия гибели Чкалова. Как сказала его дочь, авария была хорошо спланированным событием, как и сами Л. Берия и Сталин. Именно они обвинили силовиков в лице руководства авиазавода в гибели пилотов. Правда это или нет, неизвестно.
Похороны героев Советского Союза состоялись в Москве.
Личная жизнь
Выдающиеся летчики когда-то были женаты. Женой пилота была Ольга Эразумовна Олехова (в девичестве). Брак был заключен в 1927 году. Вскоре от нормальной жизни родилось трое детей.
Сына назвали Игорем. Частично пошел по стопам своих знаменитых родителей. Он служил в армии. Он утверждает, что отца у него отняли злые люди. Его дочери — Ольга и Валерия.
В. с женой и детьми Чкалов.
Личная жизнь Валерия Чкалова была спокойной и размеренной. Хотя характер его службы вынуждал его неоднократно оставлять жену и детей.